Вероника
13.11.2006, 16:58
Сижу вот, переживаю... Вчера весь день свою мелкую дергала, и все по мелочам: спотыкается часто на улице, с водой играла - рукава по локоть мокрые, много и громко болтает в магазине и прочая чепуха. Ужас. По сути крохотулю и ругать-то не зачто! Элементарная моя несдержанность и усталость. Не ругайте маленького человека! Нет таких причин, по которым можно было бы обидеть собственного дитенка.
Мы редко вдохновляемся мыслью совсем не ругать ребенка. Кажется, ребенок нам просто не даст такого шанса. Он упрямый, трудный, непослушный и не поддается воспитанию. А стоило бы провести такой эксперимент: месяц, неделю, ну день, час — не ругать совсем. Просто поглядеть, что из этого может выйти. А вдруг хотя бы хуже не будет, поскольку и так хуже некуда?
Но не ругать невозможно, как же тогда воспитывать? Ведь и нас тоже — и ругали, и продолжают ругать, или, в крайнем случае, мы ругаем себя сами...
Выучим наизусть, как таблицу умножения, — нельзя ни ребенка, ни взрослого наказывать и ругать:
когда болеет или испытывает какие-либо недомогания, даже незначительные, или еще не совсем оправился после болезни: психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
когда ест;
после сна и перед сном;
во время игры;
во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт) — пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам. Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
когда не справляется: с делом, с заданием, с поручением, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, любой ситуацией, прилагая искренние старания справиться — хотя и не полной мерой, но искренние;
когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, раздражительность, просто неопытность — короче говоря, во всех тех случаях, когда что-либо не получается;
когда внутренние причины, мотивы совершенного проступка, самого пустякового или самого страшного, для нас не понятны или сомнительны;
когда сами мы не в себе, не в духе;
когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам;
когда больны;
когда выпили, или испытываем желание выпить или хотя бы закурить;
когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль.
Запомним! В этом состоянии наш гнев всегда несправедлив, всегда лжет. В этом состоянии мы сами дети, больные дети.
Нарушая эти правила, мы добиваемся результатов, обратных нашим самым благим намерениям. Рискуем потерять ребенка! И ребенка, и взрослого!
И еще, не заблуждайтесь, и у самых вульгарных скандалистов и невменяемых крикунов, и у самых угрюмых личностей могут вырасти прекрасные, все понимающие, нежные и веселые дети. И у самых культурных, разумных и сдержанных — и подонки, и психопаты. И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и великолепные, и ужасные результаты.
Индивидуальность все решает
Никуда не деться и от индивидуальности своей собственной. Как ни усмиряй себя, как ни переламывай, темперамент и характер возьмут свое, не сегодня так завтра. Непрестанно себя сдерживая, не разряжаясь, рискуешь и еще хуже отравить атмосферу и просто-напросто заболеть — тогда уж и вовсе не поздоровится никому. Нет, нельзя бесконечно сдерживать себя и нельзя себя переделать — можно только себя понять и настроить. Нельзя себя переделать — можно только себя достроить.
Ребенок, может быть, когда-нибудь и поймет, и простит, может быть, уже и простил, множество раз... Старинное утверждение «брань делу не помеха» окажется хоть в какой-то мере оправданным, если:
отдавать себе отчет в своих особенностях; напоминать себе не менее трех раз в сутки о дисгармонии своего характера — о том, что это раздражительность, склонность гневаться и обвинять рождает конфликты, по крайней мере, каждый второй из них;
не забывать, что человеку свойственно ошибаться;
осознавать почаще, что жизнь слишком коротка и внезапна, чтобы быть мрачной, злобной, скучной. Что детство у человека только одно;
никогда не терять надежды приобрести хоть одну лишнюю крупицу юмора вдобавок к имеющемуся.
Мы редко вдохновляемся мыслью совсем не ругать ребенка. Кажется, ребенок нам просто не даст такого шанса. Он упрямый, трудный, непослушный и не поддается воспитанию. А стоило бы провести такой эксперимент: месяц, неделю, ну день, час — не ругать совсем. Просто поглядеть, что из этого может выйти. А вдруг хотя бы хуже не будет, поскольку и так хуже некуда?
Но не ругать невозможно, как же тогда воспитывать? Ведь и нас тоже — и ругали, и продолжают ругать, или, в крайнем случае, мы ругаем себя сами...
Выучим наизусть, как таблицу умножения, — нельзя ни ребенка, ни взрослого наказывать и ругать:
когда болеет или испытывает какие-либо недомогания, даже незначительные, или еще не совсем оправился после болезни: психика особо уязвима, реакции непредсказуемы;
когда ест;
после сна и перед сном;
во время игры;
во время работы;
сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт) — пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам. Нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно бросаться утешать);
когда не справляется: с делом, с заданием, с поручением, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, любой ситуацией, прилагая искренние старания справиться — хотя и не полной мерой, но искренние;
когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, раздражительность, просто неопытность — короче говоря, во всех тех случаях, когда что-либо не получается;
когда внутренние причины, мотивы совершенного проступка, самого пустякового или самого страшного, для нас не понятны или сомнительны;
когда сами мы не в себе, не в духе;
когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам;
когда больны;
когда выпили, или испытываем желание выпить или хотя бы закурить;
когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль.
Запомним! В этом состоянии наш гнев всегда несправедлив, всегда лжет. В этом состоянии мы сами дети, больные дети.
Нарушая эти правила, мы добиваемся результатов, обратных нашим самым благим намерениям. Рискуем потерять ребенка! И ребенка, и взрослого!
И еще, не заблуждайтесь, и у самых вульгарных скандалистов и невменяемых крикунов, и у самых угрюмых личностей могут вырасти прекрасные, все понимающие, нежные и веселые дети. И у самых культурных, разумных и сдержанных — и подонки, и психопаты. И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и великолепные, и ужасные результаты.
Индивидуальность все решает
Никуда не деться и от индивидуальности своей собственной. Как ни усмиряй себя, как ни переламывай, темперамент и характер возьмут свое, не сегодня так завтра. Непрестанно себя сдерживая, не разряжаясь, рискуешь и еще хуже отравить атмосферу и просто-напросто заболеть — тогда уж и вовсе не поздоровится никому. Нет, нельзя бесконечно сдерживать себя и нельзя себя переделать — можно только себя понять и настроить. Нельзя себя переделать — можно только себя достроить.
Ребенок, может быть, когда-нибудь и поймет, и простит, может быть, уже и простил, множество раз... Старинное утверждение «брань делу не помеха» окажется хоть в какой-то мере оправданным, если:
отдавать себе отчет в своих особенностях; напоминать себе не менее трех раз в сутки о дисгармонии своего характера — о том, что это раздражительность, склонность гневаться и обвинять рождает конфликты, по крайней мере, каждый второй из них;
не забывать, что человеку свойственно ошибаться;
осознавать почаще, что жизнь слишком коротка и внезапна, чтобы быть мрачной, злобной, скучной. Что детство у человека только одно;
никогда не терять надежды приобрести хоть одну лишнюю крупицу юмора вдобавок к имеющемуся.